Пятница, 03.05.2024, 09:08

МБОУ"Красноборская СОШ"

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Конспект урока по ИЗО по теме"Украшения в жизни человека"

Конспект урока изобразительного искусства в5 классе.Учитель ИЗО-Рочева Любовь Леонидовна, МБОУ «Красноборская СОШ».

Тема  урока: «Украшения в жизни человека».

Цели и задачи урока: формирование представлений учащихся о прочной связи характера украшения с его назначением;

- расширение знаний  о традиционных образах народного прикладного искусства ;

- формирование художественного мышления,воображения в процессе восприятия произведений пермского звериного стиля;

- формирование познавательного интереса к народному искусству;

- совершенствование навыков работы в технике граттажа.

Зрительный ряд:Фотографии,изображения украшений пермского звериного стиля,таблица «Виды украшений пермского звериного стиля».

На доске термины,понятия: «Тотем», «Тотемизм», «Пермский звериный стиль», «Зооморфные и антропоморфные мотивы».

Оборудование для учащихся:

- листы ,приготовленные для граттажа(бумага ,натертая воском и покрытая тушью или гуашью);

- альбомный лист ,карандаш,ластик,острая палочка(перышко,толстаяигла,стержень ручки без пасты и т.д.)для выполнения граттажа.

План урока.

1.Организационный момент.

2.Объявление темы и задач урока.

Беседа.Подготовка к восприятию новой темы;

3.Изучение нового материала.

-Украшения в жизни человека .

-Пермский звериный стиль и украшения.

- Выводы.Для чего нужны украшения.

4.Задания на практическую работу.

5.Самостоятельная работа учащихся.

6.Подведение итогов урока

Выставка и анализ работ учащихся.

Ход урока.

1.Организационный момент.Проверка готовности к уроку.

2.Беседа.Подготовка к восприятию новой темы.

 

Учитель: Ребята,мы с вами продолжаем тему «Декоративно – прикладное искусство и жизнь человека».Сегодня мы познакомимся с декоративно-прикладным творчеством наших предков ,древних коми- зырян.

Тема урока- «Украшения в жизни человека».

Ребята,человек с древнейших времен украшал себя,продолжают украшать себя люди и сейчас.А как мы украшаем себя?Давайте вспомним украшения наших мам и украшают ли себя папы,мужчины.Дети:-Украшения мам ,бабушек ,сестер-сережки,бусы,браслеты,кольца,кулоны с цепочками,украшения на волосах и т.д.;

-Мужчины украшают себя реже(цепочки,браслеты).

Учитель: А вы обращали внимание ,что изображено на этих украшениях?

Дети:-Узоры всякие.Цветы,капельки,снежинки,звездочки,сердечки,знаки зодиака и т.д.

Учитель:Ребята,а как вы думаете,зачем человек украшает себя?

Дети:-Для красоты;

-Раньше украшали себя для красоты и оберега от злых духов,отболезней,от порчи;

- Сейчас некоторые люди тоже применяют украшения как амулеты,обереги.

3.Новая тема «Украшения в жизни человека».

Ребята,действительно человек украшал с себя с древнейших времен.Украшение издавна являлосьсредством,раскрывающим характер человека,его места в обществе.Существует прочная связь характера украшения с его назначением.Украшение характеризует своего хозяина.Девушка украшала себя тоненькой цепочкой бус или кокошником.Они подчеркивали ее нежность,изящество.Воин на шлеме или щите мог изобразить зверя,на которого хотел походить в ловкости,мудрость или смелость,т.е. подчеркивал наиболее ценные или желаемые качества.Его щит мог быть устрашающим или украшенным светлым образом солнца(это щит защитника).

Украшения применялись не только для красоты,они имели и символический смысл,как оберег или тотемный знак-символ своего рода,племени.И сейчас мы окунемся в далекое прошлое нашего края,посмотрим ,как украшали себя наши далекие предки,коми-зыряне.

Предки коми – красивые и сильные люди,живя среди лесов ,животных,в основном занимались охотой и рыболовством.Идеально знали повадки зверей ,птиц и умели прекрасно их изображать.Они верили в родство людей и животных,растений,котрые служили объектом поклонения.Эту веру ученые назвали тотемизмом.

Тотем(англ.-«его род»)-знак рода,племени.

Тотемизм- вера в родство людей ,животных и растений.

Люди ,пытаясь понять мир,объяснить явления природы,приписывали создание этих явлений деяниям сверхъестественных существ,а определенные природные стихии,периоды связывали с образами животных.У каждого рода-племени было священное тотемное животное,с кем они связывали происхождение своего рода или племени и всего мира.Это видно из многочисленных мифов финно-угорских народов о превращенияхчеловека в зверей и птиц,почитания определенных видов животных и связанные с ними обычаи,праздники тотемных животных.Прародительницамилюдей,мира,по мнению древних коми-зырян,являлисьптица,лось и медведица.Они же являлись и символами верхнего мира,олицетворениемсолнца.Это представление о мире люди отображали в произведениях искусства.Из разных видов искусства в первозданном виде до нас дошли лишь призведения живописи и пластики,по которым мы можем судить о развитии изобразительного творчества в древности.Натерририи Коми края при раскопках древних стоянок,поселений,городищ археологами были найдены предметыпермского звериного стиля,среди которых находились и украшения.Искусство всегда выражало идеологию создавшего его общества.Пермский звериный стиль отражает идеологию охотничье-рыболовческого населения таежной зоны. В этих предметах нашли отражение представления наших предков о вселенной ,месте человека в мироздании,егопроисхождении.Это искусство металлической пластики было названо «пермским звериным стилем».

Пермский звериный стиль – искусство металлической пластики,предмет

Ов ,найденных на территории Пермской губернии,куда раньше входил Коми край.

3.2 Пермский звериный стиль и украшения.

(Таблица  с изображениями предметов пермского звериного стиля).

Учитель:Ребята,здесь показаны предметы пермского звериного стиля.Давайте вместе посмотрим ,есть ли среди них украшения  и кто изображен на этих предметах.(Дети называют украшения,которые им встречались).

Виды украшений- бусы,гривны,подвески,пронизки,бубенчики,кольца,перстни,серьги,бляхи-подвески,поясные пряжки,пластинчатые пояса.(показ и объяснение по таблице)

Среди украшений наиболее распространенными были бубенчики.Столь же популярны разнообразные прнизки:грушевидные,конусовидные и. т.И бубенчики и пронизки нанизывались на нить  или кожаный шнур и входили в состав сложных украшений.Пронизки иногда имели ушки,ккоторым прикреплялись бубенчики или подвески в виде утиных лапок( символ плодородия ,семейного счастья).К широко популярным украшениям относятся шумящие подвески.Многочисленны и разнообразны коньковые подвески.В основе некоторых – изображение медведя,пушныхзверьков.Оригинальными являются круглые бляхи-подвески с изображением всадников или сцен охоты.

Важное место в костюме занимал пояс.Встречаются поясные пряжки,кольца,литыебронзовые пластинчатые пояса.

Изображения на украшениях-водоплавающие птицы(утка,лебедь),лесные(тетерев,глухарь),хищные;животные ,звери(лось,медведь,соболь,куница и т.д.);сложные образы(человеко-птице-лось),рыбы.На украшениях более позднего периода появляется конь.В изображениях характерно отсутствие сложных орнаментальных мотивов.Орнамент чаще всего играет подчиненную роль:линии точечного и веревочного орнамента,насечки подчеркивают детали,обрамляют композиции.

Зооморфные и антропоморфные мотивы(изображения животных и человека)

Ребята,а вы обратили ,что некоторые животные изображены фрагментами?А какую часть образа брали чаще всего?(голову,туловище,лапу)

Из каких материалов сделаны украшения.

Одни предметы имеют вид полых,литых из меди или бронзы фигур птиц и животных.Вторая группа сделана в полурельефномстиле.Третья группа имеет вид плоских металлических блях,обычно литых ажурных с изображениями отдельных животных,человеческого лица или фигур,иногда сложных композиций.Древние коми верили,что металлические предметы обладают устрашающей силой по отношению к сверхъестественным существам.К традиционно женским украшениям относятся бусы из различных пород камня,янтаря,глины,кости,кожи.

Для чего,с какой целью,применялись эти украшения?

Несомненно,эти предметы кроме украшения выполняли определенную смысловую нагрузку.Одни украшения являлись символами древних родовых групп,куда ходили и люди,и «выбранные» ими тотемные животные.Прародительницамилюдей,мира являлись птица(утка),лось,медведица.Украшения  с изображениями животных составляли важный атрибут женского костюма и служили отличительными знаками,по которым определялась родовая принадлежность женщин.Например,девушка имевшая тотемным знаком медведя ,не могла выйти замуж за парня ,у которого такой же знак.

Итак,ребята,давайте сделаем вывод:

- Какие украшения применялись нашими предками?

- Для чего они прменялись?

- Что изображалось на украшениях?

Выводы:

Дети:Украшения в виде зооморфных фигур являлись не только украшением древних коми-зырян,но и играли роль амулетов-оберегов и были тотемными знаками-символами своего рода,племени.Чаще всего встречаются изображения лосей.медведей,птиц и фантастических существ(человеко-птице-лось)или изображения их фрагментов.

Учитель: Издавна декор формировался как средство самоорганизации человеческого коллектива,обозначение принадлежности к определенной человеческой общности с каменных веков до наших дней,у любого народа,в том числе у коми зырян.

Учитель:Ребята,а какой бы знак хотели вы иметь для своего рода и почему?(дети называют животных и отмечают положительные черты выбранных животных).А какое украшение –оберег вы хотели бы сделать для себя?

4.Задание  на практическую работу:

Выполнить эскиз украшения- оберега или тотемного знака своего рода.

Вначале я предлагаю сделать наброски ,зарисовки украшения карандашом на бумаге,а саму основную работу мы будем  делать в технике граттажа,т.е.изображение будем царапать на вощеной бумаге.

 

-Показ последовательности выполнения работы в технике гроттажа.

-Располагаем правильно изображение на листе.

-Изображение должно быть крупным,иначе не будет видно мелких элементов.

-Большие размеры изображения отмечаем точками, т. к. исправления невозможны,а затем рисуем тонкими линиями общую форму украшения.

-Отмечаем элементы орнамента,если он есть.

-Показываем тонкими штрихами объем украшения .

-Работа в технике гроттажа требует точности и аккуратности.

5.Самостоятельная работа учащихся.

Выполнение эскиза украшения –оберега или тотемного знака своего рода.

6.Подведение итогов урока.Выставка работ учащихся.

-Анализ работ учащихся.

Вопросы к учащимся:Образ какого зверя взял и почему?

Нравится ли своя работа?Чья работа нравится?Чем?

Оценивание.

Спасибо за работу на уроке.

Категория: Мои статьи | Добавил: shcola (27.04.2013) | Автор: МБОУ"Красноборская СОШ" E W
Просмотров: 8747 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 1
1 SergVep  
0
<a href=http://zmkshop.ru/tseny/>балка hea 300</a>

Имя *:
Email *:
Код *: