Конспект урока по изобразительному искусству.
Тема: «История прялок
в Ижемском районе».
Программа: Т.Я. Шпикалова
и др. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного
искусства». М., «Просвещение» 1994.
Класс: 5 класс, II четверть.
Продолжительность
урока: 2 часа.
Цели и задачи:
1. Ввести детей в увлекательный мир
декоративно-прикладного искусства и показать красоту труда человека.
2.
Учить детей
эмоционально откликаться на красоту природы родного края и видеть черты
национального своеобразия на предметах быта.
3.
Дать учащимся
представление о той роли, которую играла в жизни коми женщины прялка.
4.
Познакомить детей
способами украшения прялок.
Материалы: альбом,
акварельные краски, кисточки (3 вида), перо, тушь (красная, черная), простой
карандаш, ластик.
Зрительный ряд: Выставка прялок с мезенской
росписью, ижемские прялки, таблицы с росписями.
Музыкальный ряд: кассета с записью песен
Л.Логиновой.
Ход урока:
- Здравствуйте,
ребята. Садитесь. Мы с вами изучали виды художественных ремесел. Давайте
вспомним.
- Какие виды
художественных ремесел знаете? (чеканка, плетение из соломы, лепка,
кружевоплетение).
- Назовите виды
народной росписи: городецкая, жостовская, дымковская, хохломская, гжельская).
- А расписывали ли предметы
быта на территории Республики Коми? (да)
- Оказывается на
территории Республики Коми существует традиционная роспись предметов быта.
- Открываем тетради по
ИЗО, записываем сегодняшнее число и тему урока. Записываем названия росписей,
которые существуют в Р.К.
1. Мезенская роспись
2. Пижемская роспись
3. Верхне - Вычегодская роспись.
- Ребята, сегодня мы
будем изучать и рисовать прялку (по коми козель). Посмотрите на нашу выставку
прялок.
- Сегодня мы
поподробнее узнаем о мезенской росписи. Что из себя она представляет.
- Пользуются ли в
нашем районе прялками с мезенской росписью.
- Встречаются ли
Ижемские народные мастера по росписи на прялках.
- Давайте послушаем
сообщения девочек.
- Для населения Коми
края с древнейших времен основным строительным материалом было дерево. Коми
мастера прекрасно разбирались в свойствах различных древесных пород и умело
использовали их при строительстве жилых и хозяйственных построек, при
изготовлении мебели, посуды и бытовой утвари. При этом художественное
оформление деревянных изделий являлось неотъемлемым элементом технологии их
изготовления, поскольку неукрашенная росписью и резьбой вещь в представлениях
человека традиционной культуры считалась непригодной для использования в быту.
- Внимание! Послушайте
загадку.
Отец кривой, мать
мохнатая, сын – дурак.
(пряслице,
кудель, веретено).
- Что же такое прялка?
Строение прялки.
Прялка – это орудие
труда у коми женщины. Прялка изготовлялась из корня ели. Она состоит из двух
частей: внутренняя и внешняя сторона лопасти и ножка. Лопасть мезенской прялки
главками, раскрашенная с обеих сторон. Композиция на наружной стороне лопасти
составлена из орнаментальных рядов «ярусов».
Основные мотивы
росписи – стилизированные изображения птиц, оленей и коней в сочетании с
элементами геометрического орнамента: прямыми, волнистыми линиями, ромбами,
точками. На обратной стороне лопасти изображались бытовые сцены: охота, езда в
санях и т.д. Роспись двухцветная, красно-черная. Сначала кистью красной краской
выполняются прямые, волнистые линии, пятна животных и птиц, затем пером с
черной краской производится деталировка. По окончании росписи изделие
покрывается олифой или лаком. Это мезенская роспись.
- А давайте узнаем у
ребят, какие же прялки у их бабушек? Похожи ли у них прялки с образцом?
- Про росписи на
прялках мы с ребятами провели блиц-опрос у наших сельских бабушек.
- Какими же прялками
они пользуются?
- Существует ли
самобытная роспись на прялках у ижемцев?
- Послушайте что они
говорят. (Аудиозапись на коми языке).
- Информаторы:
1. Афанасия Яковлевна, 94 года, д. Пустыня.
2. Лидия Федоровна, 64 года, д. Вертеп.
3. Анна Иосифовна, 74 года, д. Вертеп.
- И, действительно, мы
посетили около 10 бабушек и воочию убедились, что прялки, которыми пользуются,
куплены именно на ярмарках в селе Палощелья Архангельского уезда. Именно через
ярмарки распространялись мезенские изделия по всему Северу. Местные Ижемские
мастера тоже делали прялки, но они были без росписи, только с резьбой.
- Исследуя росписи на
прялках, мы наткнулись на пасы – знаки родовой и семейной принадлежности, и
собственности. Вот здесь, на прялке.
Каждая семья у коми
имела родовую мету – пас. Отделившиеся от отца сыновья присоединяли к отцовской
мете новую черту . Эти знаки собственности до
развития письменности чертили на документах вместо подписи. «Пас» изображали на
бревнах избы, на изгороди, на веслах и ловушках, «пас» ставили на деревьях в
лесу, отмечая границу охотничьего угодья, клеймили овец.
Мужчина, взятый в дом,
принимал «пас» жены. Женщины имели свой особый «пас», но, в отличие от мужчин
их «пас» не передавался по наследству. «Пас» отца по наследству переходил к
младшему сыну или другому из сыновей, кто наследовал хозяйство и дом отца.
Другие же сыновья, отделившись, видоизменяли этот знак.
«Пасы» были различны по
начертанию. Например, у отца был знак V в виде
римской цифры 5. Этот же знак наследовал, как правило, младший сын. Другой сын,
отделившись, брал за основу отцовский «пас», но уже в перевернутом виде с
горизонтальной чертой над ним: .
Его брат, также создавший новую семью, пользовался тем же знаком в перевернутом
виде, но с чертой над ним: .
Любой, вновь изобретенный пас, являлся узаконенным с того момента, как появился
на свет. Владелец его и все члены семьи ставили его на любой предмет и объект
их семейной реликвии.
Постепенно родовой знак – «пас» -
становится орнаментальным мотивом. Например:
Перерастание «пасов» в
орнамент в реальной жизни происходила в течении длительного времени, со сменой
ряда поколений..
(с.Вомын Корткеросского р-на Республики Коми,
семейный «пас» на хлебнице у Канева Василия Федоровича).
Мы с вами попытаемся
быть народными художниками-прикладистами по росписи на прялках.
Давайте проверим
рабочие места.
Итак, нам к уроку
нужны альбом, акварельные краски, кисточки (3 вида), перо, тушь (кр., черн.),
простой карандаш, ластик.
У каждого имеется
трафарет внешней лопасти прялки.
Теперь внимательно
слушаем меня и запоминаем ход работы:
1. Обводим по трафарету лопасть прялки.
2. Обозначаем ярусы – их пять.
3. Рассматриваем орнамент.
4. На 3-м ярусе – образ животного (лошадь, олень).
5. Выполняем карандашом роспись, начиная с 1-го яруса.
6. Лопасть покрываем фоном (акварель, цвет охра
темно-коричн.)
7. Красной тушью закрашиваем образ животного.
8. Обводим черной тушью всю роспись.
- Начинаем работать
(Включается кассета с записью песен Л.Логиновой).
- Проводится выставка
рисунков.
- Подведение итогов
урока:
·
Что нового вы
узнали на уроке?
·
Что дополнительно
хотели бы узнать?
- Оценивание.
Литература:
1. Детям о культуре народа коми. Часть I (методические рекомендации). Сыктывкар, 1994.
2. Л.С. Грибова «Декоративно-прикладное искусство народа
коми» М., 1980
3. Журнал «Арт» 2007/4.
4. А.В. Соколов «Посмотри, подумай и ответь», М.,
«Просвещение», 1991
5. Журнал «Арт» 2000/4
6. Журнал «Йöлöга» 2009/2
|