Пятница, 03.05.2024, 15:43

МБОУ"Красноборская СОШ"

Меню сайта
Категории раздела
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 53
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Конспект урока по ИЗО по теме"История прялок в Ижемском районе""

Конспект урока по изобразительному искусству.

Тема: «История прялок в Ижемском районе».

Программа: Т.Я. Шпикалова и др. «Изобразительное искусство. Основы народного и декоративно-прикладного искусства». М., «Просвещение» 1994.

Класс: 5 класс, II четверть.

Продолжительность урока: 2 часа.

Цели и задачи:

1.      Ввести детей в увлекательный мир декоративно-прикладного искусства и показать красоту труда человека.

2.      Учить детей эмоционально откликаться на красоту природы родного края и видеть черты национального своеобразия на предметах быта.

3.      Дать учащимся представление о той роли, которую играла в жизни коми женщины прялка.

4.      Познакомить детей способами украшения прялок.

Материалы: альбом, акварельные краски, кисточки (3 вида), перо, тушь (красная, черная), простой карандаш, ластик.

Зрительный ряд: Выставка прялок с мезенской росписью, ижемские прялки, таблицы с росписями.

Музыкальный ряд: кассета с записью песен Л.Логиновой.         

Ход урока:

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Мы с вами изучали виды художественных ремесел. Давайте вспомним.

- Какие виды художественных ремесел знаете? (чеканка, плетение из соломы, лепка, кружевоплетение).

- Назовите виды народной росписи: городецкая, жостовская, дымковская, хохломская, гжельская).

- А расписывали ли предметы быта на территории Республики Коми? (да)

- Оказывается на территории Республики Коми существует традиционная роспись предметов быта.

- Открываем тетради по ИЗО, записываем сегодняшнее число и тему урока. Записываем названия росписей, которые существуют в Р.К.

1.      Мезенская роспись

2.      Пижемская роспись

3.      Верхне - Вычегодская роспись.

 

- Ребята, сегодня мы будем изучать и рисовать прялку (по коми козель). Посмотрите на нашу выставку прялок.

- Сегодня мы поподробнее узнаем о мезенской росписи. Что из себя она представляет.

- Пользуются ли в нашем районе прялками с мезенской росписью.

- Встречаются ли Ижемские народные мастера по росписи на прялках.

- Давайте послушаем сообщения девочек.

- Для населения Коми края с древнейших времен основным строительным материалом было дерево. Коми мастера прекрасно разбирались в свойствах различных древесных пород и умело использовали их при строительстве жилых и хозяйственных построек, при изготовлении мебели, посуды и бытовой утвари. При этом художественное оформление деревянных изделий являлось неотъемлемым элементом технологии их изготовления, поскольку неукрашенная росписью и резьбой вещь в представлениях человека традиционной культуры считалась непригодной для использования в быту.

- Внимание! Послушайте загадку.

Отец кривой, мать мохнатая, сын – дурак.

                                                                  (пряслице, кудель, веретено).

- Что же такое прялка? Строение прялки.

Прялка – это орудие труда у коми женщины. Прялка изготовлялась из корня ели. Она состоит из двух частей: внутренняя и внешняя сторона лопасти и ножка. Лопасть мезенской прялки главками, раскрашенная с обеих сторон. Композиция на наружной стороне лопасти составлена из орнаментальных рядов «ярусов».

Основные мотивы росписи – стилизированные изображения птиц, оленей и коней в сочетании с элементами геометрического орнамента: прямыми, волнистыми линиями, ромбами, точками. На обратной стороне лопасти изображались бытовые сцены: охота, езда в санях и т.д. Роспись двухцветная, красно-черная. Сначала кистью красной краской выполняются прямые, волнистые линии, пятна животных и птиц, затем пером с черной краской производится деталировка. По окончании росписи изделие покрывается олифой или лаком. Это мезенская роспись.

- А давайте узнаем у ребят, какие же прялки у их бабушек? Похожи ли у них прялки с образцом?

- Про росписи на прялках мы с ребятами провели блиц-опрос у наших сельских бабушек.

- Какими же прялками они пользуются?

- Существует ли самобытная роспись на прялках у ижемцев?

- Послушайте что они говорят. (Аудиозапись на коми языке).

- Информаторы:

1.      Афанасия Яковлевна, 94 года, д. Пустыня.

2.      Лидия Федоровна, 64 года, д. Вертеп.

3.      Анна Иосифовна, 74 года, д. Вертеп.

 

- И, действительно, мы посетили около 10 бабушек и воочию убедились, что прялки, которыми пользуются, куплены именно на ярмарках в селе Палощелья Архангельского уезда. Именно через ярмарки распространялись мезенские изделия по всему Северу. Местные Ижемские мастера тоже делали прялки, но они были без росписи, только с резьбой.

- Исследуя росписи на прялках, мы наткнулись на пасы – знаки родовой и семейной принадлежности, и собственности. Вот здесь, на прялке.

Каждая семья у коми имела родовую мету – пас. Отделившиеся от отца сыновья присоединяли к отцовской мете             новую черту             . Эти знаки собственности до развития письменности чертили на документах вместо подписи. «Пас» изображали на бревнах избы, на изгороди, на веслах и ловушках, «пас» ставили на деревьях в лесу, отмечая границу охотничьего угодья, клеймили овец.

Мужчина, взятый в дом, принимал «пас» жены. Женщины имели свой особый «пас», но, в отличие от мужчин их «пас» не передавался по наследству. «Пас» отца по наследству переходил к младшему сыну или другому из сыновей, кто наследовал хозяйство и дом отца. Другие же сыновья, отделившись, видоизменяли этот знак.

              «Пасы» были различны по начертанию. Например, у отца был знак V в виде римской цифры 5. Этот же знак наследовал, как правило, младший сын. Другой сын, отделившись, брал за основу отцовский «пас», но уже в перевернутом виде с горизонтальной чертой над ним:       . Его брат, также создавший новую семью, пользовался тем же знаком в перевернутом виде, но с чертой над ним:        . Любой, вновь изобретенный пас, являлся узаконенным с того момента, как появился на свет. Владелец его и все члены семьи ставили его на любой предмет и объект их семейной реликвии.

              Постепенно родовой знак – «пас» - становится орнаментальным мотивом. Например:

 

Перерастание «пасов» в орнамент в реальной жизни происходила в течении длительного времени, со сменой ряда поколений..

               (с.Вомын Корткеросского р-на Республики Коми, семейный «пас» на хлебнице у Канева Василия Федоровича).

 

Мы с вами попытаемся быть народными художниками-прикладистами по росписи на прялках.

Давайте проверим рабочие места.

Итак, нам к уроку нужны альбом, акварельные краски, кисточки (3 вида), перо, тушь (кр., черн.), простой карандаш, ластик.

У каждого имеется трафарет внешней лопасти прялки.

Теперь внимательно слушаем меня и запоминаем ход работы:

1.      Обводим по трафарету лопасть прялки.

2.      Обозначаем ярусы – их пять.

3.      Рассматриваем орнамент.

4.      На 3-м ярусе – образ животного (лошадь, олень).

5.      Выполняем карандашом роспись, начиная с 1-го яруса.

6.      Лопасть покрываем фоном (акварель, цвет охра темно-коричн.)

7.      Красной тушью закрашиваем образ животного.

8.      Обводим черной тушью всю роспись.

 

- Начинаем работать (Включается кассета с записью песен Л.Логиновой).

- Проводится выставка рисунков.

- Подведение итогов урока:

·        Что нового вы узнали на уроке?

·        Что дополнительно хотели бы узнать?

- Оценивание.

Литература:

1.      Детям о культуре народа коми. Часть I (методические рекомендации). Сыктывкар, 1994.

2.      Л.С. Грибова «Декоративно-прикладное искусство народа коми» М., 1980

3.      Журнал «Арт» 2007/4.

4.      А.В. Соколов «Посмотри, подумай и ответь», М., «Просвещение», 1991

5.      Журнал «Арт» 2000/4

6.      Журнал «Йöлöга» 2009/2

Категория: Мои статьи | Добавил: shcola (27.04.2013) | Автор: МБОУ"Красноборская СОШ" E W
Просмотров: 2049 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *: